Главная Новости

Брак – мужчина и женщина в момент создания Чешская католическая библейская работа ©2023

Опубликовано: 26.10.2023

Ветхий Завет занимает очень положительную позицию в отношении брака, любви женщины и мужчины, сексуальности человека и деторождения. В Библии можно найти множество прекрасных текстов, касающихся брака, любви между мужчиной и женщиной. Особенно в «Песне Песней» любовь воспевается как переживание счастья и человеческого удовлетворения. Однако Библия показывает и темную сторону таких отношений, их хрупкость, искушение, неверность, которые также относятся к сексуальности человека. Но нигде нет фундаментального неприятия сексуальности как таковой. Сексуальный аспект человека и различие между полами относятся к порядку творения, который Бог явно оценил как хороший (Быт. 1:31).

Отношения между мужчиной и женщиной настолько важны для Библии, что только мужчина как мужчина и женщина являются образом Божьим. Несмотря на столь высокую оценку человека, в Ветхом Завете никогда не наблюдается обожествления сексуальности, как это было у окружающих народов. Библия же восприняла мифизацию и сакрализацию сексуальности как чисто языческое выражение отношения к сексуальности и радикально отвергла ее. И брак, и сексуальность — вещи сотворенные, поэтому они не могут стать смыслом и целью человеческой жизни, а должны быть средством, ведущим к Богу. Прекрасная, но ограниченная и конечная любовь между людьми, между мужчиной и женщиной призвана указать человеку на любовь Бога ко всему творению, а значит, и к человеку.

Еврейские и христианские библейские тексты содержат множество глав и стихов, посвященных браку и проблемам, связанным с супружеской жизнью. Эти тексты стали великим источником вдохновения и богословских размышлений на многие столетия. В ветхозаветных текстах мы часто читаем: «Сарра — жена Авраама». Фраза «выйти замуж или дать в жену...» использовалась для заключения брака (Быт. 4:19; 11:29). Интересно, что нигде в Библии нет упоминания о женщине, выходящей замуж за мужчину.

Образы брака и супружеской любви можно найти в книгах Закона, в пророческих преданиях, в Песне Песней, в книге Товии, в книгах Притчей, Сираха и Экклезиаста. Эти тексты весьма разнообразны как по концепции, так и по мнению. Например, эротические метафоры Песни Песней, восхваляющие красоту мужчины и женщины, резко контрастируют с горьким советом Сираха, согласно которому всякое зло мало по сравнению с злобой женщины (Сир 25:19)..

Если мы хотим поговорить о библейском браке, нам нужно начать с самого начала. Сотворение мира, как оно описано в Первой книге Моисея, повлияло на интерпретацию брака главным образом в западной мысли, теологии, антропологии и других научных дисциплинах. О сотворении человека мужчиной и женщиной мы узнаем из двух источников.

Первое повествование о творении (Быт. 1,1-2,3) относится к рубежу VI и V веков. Это часть так называемого Священнического Досье. Все сосредоточено на отношениях с природой. Он имеет четкую структуру. Оно делится на создание и разделение пространства, а также наполнение созданного пространства живыми существами. Человек создан в нем по образцу наземных животных, на шестой день. Акцент делается на сотворении человека как мужчины и женщины: «Сотворил Бог человека по образу Своему, сотворил его по образу Божию, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Подчини его и властвуй над рыбами морскими, над птицами небесными, над всем живым существом, которое пресмыкается по земле.» …И увидел Бог, что все, что Он создал, хорошо весьма» (Быт. 1, 27-28:31). Священническое письмо подчеркивает бытие образом Божьим как сущность человека. Создание первой пары происходит одновременно. Мужчина, еврейское"адам", стоит перед Богом как мужчина и женщина. Только в этой двойственности человек является личностью, способной выполнить миссию Бога. Если мы сравним человека с другими животными, то человек не говорит о видах, а предстает перед Богом как мужчина и женщина. Оба названы человеком: «Мужчину и женщину сотворил их, благословил их, и в день сотворения их нарек им имя Адам, то есть человек» (Быт. 5:2). Подчеркивая равенство мужчин и женщин и их творение Богом, человек защищается от обожествления самого себя, своей мужественности или женственности. Человек есть образ Божий, но он не тождественен Богу. Он имеет то же достоинство, славу, силу и величие, что и Бог, но он не был, не есть и не будет Богом.

Бог благословил их. Благословение Божие относится прежде всего к деторождению, которое всегда было окутано тайной. Именно поэтому вокруг него были созданы различные культы плодородия. Человек жаждал воздействовать на неведомые созидательные силы. Однако из описания творения ясно, что человек не зависит от благосклонности репродуктивных сил. Отметим, дорогие слушатели, что повеление"Плодитесь..."является первой из заповедей, которые написаны в Ветхом Завете. Человеку было дано благословение, но также и поручение.

Однако мы не можем принять эту версию творения как исторический факт. Этот текст, несмотря на свою художественную обработку, несколько ограничен, поскольку не описывает более точно, каким образом человек является образом Божьим. Он даже не касается статуса мужчин и женщин или отношений обоих полов друг к другу, их сексуальных ролей, а также не затрагивает прямо брака. Здесь описываются не муж и жена, а мужчина и женщина. Речь идет, так сказать, о биологической паре, а не о социальном партнерстве.

Теперь давайте подробнее рассмотрим вторую учетную запись создания. Мы находим его во второй и третьей главах Первой книги Моисея (Быт. 2,4-3,24). Этот текст старше предыдущего. Создан он был предположительно в конце VIII века до нашей эры. Все творчество ориентировано прежде всего на человека. Согласно этому повествованию, первым был создан Адам, а затем из его ребра была создана Ева. В Первой книге Моисея мы читаем: «И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному. Я тотчас помогу ему»... И навел Господь Бог тьму на человека, так что он уснул. Он взял одно из его ребер и закрыл его мясом. И создал Господь Бог женщину из ребра, которое взял у мужчины, и привел ее к нему. Мужчина воскликнул:

“Это кость из моих костей

и тело от моего тела!

Пусть ее называют женщиной

в конце концов, она взята у мужчины».

Поэтому человек оставляет отца своего и мать и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Быт. 2,18.21-24).

Согласно этому тексту, Бог первым создал Адама. История хочет сказать, что Бог создал человечество в целом, поэтому неуместно подчеркивать, что человек был создан первым. Бог знает, что нехорошо человеку быть одному. В книге Экклезиаста сказано: «Двое лучше, чем один, ибо хорошая плата у них вытекает из их труда. Если один упадет, другой поднимет его…» (Екклезиаст 4:9-10). Однако не всякая помощь хороша для человека, а ему нужен кто-то, кто будет ему равным, в ком он будет искать и находить себя. Надо почувствовать глубину и красоту общения, которое является отражением общения с Богом. Бог найдет помощь человеку. Не человек создаёт себе помощь, а Бог — Творец, приготовляющий её ему. Это заставляет человека впадать в уныние. «Из ребра» он делает женщину. Изображение ребра указывает на существенное равенство, миссию и предназначение. Ребро защищает важнейшие органы человека, оно важно для их хорошей работы. Еврейский термин «целый» здесь переводится только как «ребро». В других местах оно означает сторону, боковую стенку жертвенника, храм... Именно образ храма уместен, если мужчина и женщина должны быть образом храма Божия. Создание женщины из ребра, с боку также указывает на определенную связь с ее миссией. Она должна стоять рядом с мужчиной, быть для него подходящим помощником, а значит, и полноценным аналогом. Талмуд дает следующее толкование образу создания женщины «из ребра»: «Бог создал женщину не из головы мужчины, чтобы повелевать им, и не из ног его, чтобы быть его рабыней, но из бока его, чтобы будь близок его сердцу». Аналогично выражения «кость от костей моих, плоть от плоти моей» выражают внешнее и внутреннее единство и общность. Именно так в еврейском литературном стиле выражались самые близкие отношения между двумя людьми.

В двадцать третьем стихе мы находим совершенно особый призыв к сегодняшнему мужчине: «пусть она будет называться женщиной...» На иврите мужчина называется «йеш», а женщина — «иша». Из этимологии этих слов следует, что мужчина и женщина принадлежат друг другу. Имя женщины содержится в имени мужчины и наоборот. В переводах делается попытка выразить это еврейское сходство, а значит, и выражения: мужена, мужице, мужатка... В богослужебном переводе встречаются выражения муж - жена, которые хотя и выражают эту этимологическую связь, но совершенно не соответствуют друг другу. к переводу еврейских «иш» и «иша». Бог устанавливает отношения между мужчиной и женщиной как основание, подобное отношениям Бога с мужчиной (Ис. 54:5) и Христа с церковью (Еф. 5:23-32). Женщина – подарок мужчине. Бог приводит ее к себе, и человек с радостью принимает эту помощь из рук Божиих. Он — существо, равное ему.

В двадцать четвертом стихе мы читаем: «Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и они станут одной плотью»(Быт. 2,24). Этот стих указывает на союз мужчины и женщины в браке. Автор этого текста пытается подчеркнуть, что основой здорового человеческого сосуществования являются отношения между мужчиной и женщиной, основанные на любви, отдаче и верности. Однако, оставив своих родителей и прижавшись друг к другу, мужчина и женщина не должны оставлять своего Бога. Если они отойдут от Бога, их близкие отношения также развалятся. Однако уход мужчины от родителей ради женщины совершенно не соответствовал патриархальному порядку Израиля. Согласно этому тексту, мужчина оставляет отца и мать и образует новую общность со своей женой в полном физическом, умственном и духовном единстве. Это нерасторжимое единство (Мф 19:6) является сутью брака и символом отношений между Христом и Церковью.

О взаимоотношениях мужчины и женщины мы можем хотя бы частично узнать из 25-го стиха:"Оба были наги, мужчина и жена его, но не стыдились" (Быт. 2,25). Это предложение завершает вторую учетную запись создания. Упоминание о том, что они были обнажены и при этом не стыдились, указывает на непоколебимость отношений между мужчиной и женщиной, взаимное доверие, уважение и серьезность. Их мышление еще не испорчено грехом. Стыд начинается только как следствие греха, когда разрывается связь между людьми и между человеком и Богом. После этого люди уже не обращались за помощью к Богу, а стали его бояться. Они также перестали быть опорой друг для друга. В их отношения закрались недоверие и страх, которые затем распространились и на их потомство.

Цель данного отчета – не описать, как, когда и что было создано, а ответить на вопрос, где, почему и для чего существует человек и все творение. И в еврейской, и в христианской традиции эти два повествования интерпретировались по-разному. Таким образом, оно также стало источником многих богословских и философских спекуляций. Мы должны осознать, дорогие слушатели, что в этих посланиях мы не найдем полной теологии брака. Послания хотят выразить мифическим языком происхождение мира и человека. Между этими двумя отчетами есть много различий. Старое послание подчеркивает взаимное счастье, а младшее подчеркивает Божье повеление людям плодиться и жить в своих детях. Из этого мы можем сделать вывод, что брак и семья — это социальное устройство, созданное по воле Бога. Это Божие повеление для творческого и ответственного сотрудничества человека. В самом тесном брачном союзе два человека становятся образом Божьим и исполняют то, для чего они были созданы.

Новости

rss